Автор статьи: Судья Специализированного межрайонного административного суда Карагандинской области
Романюк А.В.
Глава 20 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — АППК) (статьи 131-136) раскрывает понятие административного иска, его форму, содержание и виды.
В административном суде административное дело возбуждается на основании иска, при этом под исками понимаются и другие иные обращения в суд, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя, на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями статей 60 и 61 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — ГПК).
Иск должен содержать наименование суда, в который направлен иск, фамилию, имя и отчество истца, его место жительства, дата и место рождения, наименование представителя и его адрес, номера телефонов, адреса электронной почты истца и его представителя. Если истцом являются юридическое лицо, то его наименование, место нахождения, БИН и банковские реквизиты. В иске истец обязан указать наименование ответчика, место его нахождения и иные сведения, если истцу они известны.
Иск также в обязательном порядке должен содержать исковые требования (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основание иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца. Если иск заявлен к нескольким ответчикам, то он должен содержать исковые требования в отношении каждого ответчика.
Поскольку АППК предусматривает обязательное соблюдение истцом досудебного порядка, если это установлено законом, то в иске истец должен указать сведения об обращении к ответчику в досудебном порядке.
В иске истец также может изложить, в случае такой необходимости ходатайства, способствующие правильному и своевременному разрешению спора.
К иску истцом должны быть приложены доказательства в подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, документы, как правило, прилагаются в подлинниках, квитанция об уплате государственной пошлины.
Законодателем определено 4 вида иска:
1. Иск об оспаривании. Данный иск подается истцом (физическим или юридическим лицом) в случае, если ответчиком (государственным органом или должностным лицом) вынесен обременяющий акт, нарушающий права, свободы и законные интересы истца, при этом истец может требовать как полной, так и частичной его отмены.
Иск об оспаривании может быть подан в суд в течение месяца со дня вручения истцу решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы, а если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до его до сведения истца в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, особыми условиями допустимости иска об оспаривании являются: 1) наличие действительного акта, 2) возможное нарушение административным актом прав истца, 3) соблюдение досудебного порядка рассмотрения жалобы и 4) месячный срок предъявления иска.
Пример: Налоговый орган вынес в адрес истца уведомление о доначислении налогов. Истец вправе обратиться в суд с иском о признании незаконным уведомления. В случае удовлетворения иска суд отменяет адмакт, тем самым восстанавливает права и законные интересы истца.
2. Иск о принуждении. Основанием для предъявления иска о принуждении принять благоприятный административный акт могут служить два основания: во-первых, когда истцу было отказано в его принятии, при этом предъявление отдельного требования об оспаривании отказа не требуется. Во-вторых, когда благоприятный для истца акт не был принят по причине бездействия административного органа, должностного лица.
Истец также данным иском может просить суд о возложении на ответчика обязанности не принимать обременяющий административный акт.
По иску о принуждении предусмотрен месячный срок для его предъявления, который исчисляется аналогично, как и по иску об оспаривании.
Таким образом, особыми условиями допустимости иска о принуждении являются: 1) наличие отказа в принятии благоприятного административного акта или непринятие административного акта путем бездействия административного органа, 2) возможное наличие у истца права требования принятия административным органом административного акта, 3) соблюдение досудебного порядка рассмотрения жалобы в случае отказа в принятии благоприятного акта (необязательность в случае бездействия) и 4) месячный срок подачи иска.
Пример: Гражданин подал заявление на получение разрешения на строительство, но административный орган отказал ему в этом. Данный отказ лицо может обжаловать в суде путем подачи иска о принуждении к принятию благоприятного административного акта. В случае успеха, суд обяжет административный орган выдать данное разрешение.
3. Иск о совершении действия. Данным иском истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта. По иску о совершении действия истец может потребовать также представления предусмотренного законом соответствующего документа в случае признания административного акта принятым вследствие непринятия административного акта в установленный законом срок по этому же предмету.
Иск о совершении действия предъявляется в суд в течение месяца со дня, когда истцу стало известно о совершении действия, а также когда истек срок, установленный законодательством Республики Казахстан для совершения действия.
Таким образом, особыми условиями допустимости иска о совершении действия являются: 1) требование истцом совершения действия или отказа от действия (воздержание), 2) возможное наличие у истца права требования совершения простого действия или отказа от действия (воздержание), 3) месячный срок подачи иска.
Пример: Индивидуальный предприниматель подает иск о принуждении государства к совершению действия, которое не является административным актом, например, строительство дороги до его фабрики, в случае удовлетворения иска суд обяжет государство построить дорогу.
4. По иску о признании истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск в соответствии со статьями 132, 133 и 134 настоящего Кодекса.
Иск о признании предъявляется в суд в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения.
Таким образом, особыми условиями допустимости иска о признании являются: 1) иск направлен на установление наличия или отсутствия конкретного, спорного правоотношения или подтверждение ничтожности акта, 2) отсутствие возможности подать иные административные иски, 3) наличие достаточной заинтересованности (правовой, моральной или материальной) в кратчайшие сроки.
По иску о признании истец может также потребовать признать обременяющий административный акт, который уже не имеет больше юридической силы (прекратил своё действие, отменен его действие утратило силу иным способом), незаконным, если признание данного обстоятельства является необходимым для восстановления нарушенных прав истца. Он подается в случае достаточной заинтересованности истца в установлении данных отношений в кратчайшие сроки и интерес истца в установлении правоотношений может иметь правовой, моральный или материальный характер.
Требование о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, особыми условиями допустимости вышеуказанного иска о признании являются: 1) административный акт не имеет больше юридической силы (отменен административным органом, истек срок его действия или утратил объект регулирования), 2) возможное нарушение административным актом, не имеющим больше юридической силы, прав истца (аналогично иску об оспаривании), 3) наличие достаточной заинтересованности (угроза повтора, возмещение вреда).
Пример: Иск об оспаривании запрета на проведение митинга 1 ноября исчерпан, так как наступило 2 ноября, однако, лицо обладает достаточной заинтересованностью и данный иск преобразуется в иск о признании незаконности запрета.
В порядке административного судопроизводства также подлежат оспариванию действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов. Иск подается в суд в течение десяти рабочих дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебным исполнителем, стало о нем известно.
Законодателем также предусмотрено право лица, не участвовавшего в административной процедуре, права, свободы и законные интересы которого затронуты административным актом, подать иск в суд в течение месяца со дня, когда лицо узнало или могло узнать о принятии административного акта, но не позднее одного года со дня его принятия.
Пропущенный по уважительной причине срок на подачу иска может быть восстановлен судом по правилам ГПК. Причины пропуска сроков на подачу иска в суд и их значение для правильного разрешения административного дела выясняются судом в предварительном слушании, пропуск срока без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для возвращения иска.
Источник: Параграф