В октябре 2018 года на нашем сайте была опубликована статья «Транспортная экспедиция» (Международные перевозки), в которой рассматривался вопрос о взыскании с экспедитора суммы ущерба за утерянный при перевозке груз.
По итогам рассмотрения дела судом удовлетворены исковые требования ТОО «Nw» к ТОО «Lr» в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу в июле 2018 г. В рамках исполнения судебного акта, сумма ущерба истцу выплачена полностью в сентябре этого же года.
В октябре 2021 года экспедитор ТОО «Lr» предъявил иск, о возмещении суммы ущерба, к перевозчику ИП «DJ», которого привлек к исполнению обязанностей по перевозке груза.
В исковом заявлении истец указал на ответственность перевозчика ИП «DJ» за утрату принятого к перевозке груза, которая закреплена в условиях договора о перевозке. Несмотря на истечение трёх лет с момента утраты груза ТОО «Lr» полагал, что срок исковой давности для и предъявления иска не пропущен, т.к. течение срока начинается с момента полного погашения истцом суммы ущерба перед отправителем груза ТОО «Nw», взысканной с ТОО «Lr» по решению суда.
По предъявленному иску, перевозчику ИП «DJ», была оказана юридическая помощь по подготовке отзыва, ходатайства о применении срока исковой давности и представлению его интересов в суде.
Возражения о несогласии с доводами, изложенными с исковом заявлении:
В силу требований статьи 271 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее- ГК РК) обязательства возникают в частности из договора или иных оснований, указанных в статье 7 Гражданского кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 9 ГК РК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное.
Между истцом ТОО «Lr» и ответчиком ИП «DJ» заключен договор перевозки груза.
Истец ТОО «Lr», для исполнения принятых на себя обязательств по договору транспортной экспедиции, привлек перевозчика ИП «DJ» с которым заключил договор перевозки груза.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 ГК РК, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора.
Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к гражданским отношениям применяются непосредственно кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
К возникшим между сторонами спорным правоотношениям применяются нормы законодательства, регулирующие порядок возмещения ущерба по международным договорам перевозки, т.к. в соответствии со статьей 42 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Республика Казахстан присоединилась к Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) Указом Президента РК от 12 мая 1995 г. № 2271 Конвенция вступила в силу для Республики Казахстан 15 октября 1995 года.
В соответствии со статьей 1 Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств и регулирует гражданско-правовые отношения между участниками перевозочного процесса: грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком.
Согласно пункта 1 статьи 32 КДПГ право вчинения иска, могущего быть предъявленным относительно перевозки, выполняемой с применением настоящей Конвенции, погашается давностью в один год. В случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, предельный срок давности устанавливается в три года.
Предъявление претензии в письменной форме приостанавливает течение давности до того дня, когда транспортер в письменной форме отверг претензию с возвращением приложенных к ней документов. В случае частичного признания предъявленной претензии течение давности возобновляется в отношении той части претензии, которая остается предметом спора. Доказательство факта получения рекламации или ответа на нее, а также возвращения относящихся к делу документов, лежит на стороне, которая ссылается на этот факт. Предъявление дальнейших претензий на том же основании не прерывает течения давности. (п.2)
Под условием соблюдения постановлений, содержащихся в приведенном выше пункте 2 КДПГ, условия приостановки течения давности, равно как и условия перерыва течения давности, определяются законом, применяемым разбирающим дело судом. Право предъявления иска, погашенное давностью, не может более быть осуществлено даже в форме встречного иска или возражения.
Согласно пункта1 статьи 706 ГК РК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательными актами.
В соответствии с условиями заключенного между сторонами договора перевозки споры, возникшие относительно выполнения настоящего договора решаются путем переговоров.
Груз утрачен в июне 2017 года. По истечение десяти дней после его утраты истец в адрес перевозчика ИП «DJ» направил претензию с просьбой погасить сумму ущерба, возникшего вследствие утери груза.
В пределах установленного в претензии срока ИП «DJ» в адрес ТОО «Lr» направил ответ, в котором изложил незаконность требований о погашении суммы ущерба.
Пунктом 1, статьи 177 Гражданского Кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что исковая давность — это период времени, в течение которого может быть удовлетворено исковое требование, возникшее из нарушений права лица или охраняемого законом интереса.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года. (пункт 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Республики Казахстан).
В соответствии с п.2 статьи 706 ГК РК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год.
Согласно статьи 180 Гражданского Кодекса Республики Казахстан течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
На момент предъявления иска (Иск подан в июне 2021 года) истекли сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза (п.2, ст.706) и общий срок исковой давности (п.1, ст.178 ГК РК) в течение которого может быть удовлетворено исковое требование, возникшее из нарушений права ТОО «Lr».
В соответствии с частью 4 статьи 39 Конвенции положения статьи 32 КДПГ действительны в отношении исков, предъявляемых одними перевозчиками к другим. Однако срок подачи иска исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо, при отсутствии такого решения, со дня фактической уплаты возмещения.
ТОО «Lr», исполняя вступившее в законную силу решение суда, в сентябре 2017 года возместил ТОО «Nw» сумму взысканного ущерба за утерю груза.
Таким образом ТОО «Lr» срок исковой давности на предъявление требования о погашении задолженности пропущен.
Доводы истца о регрессном требовании сумму ущерба также являются необоснованными.
Право на подачу заявленного иска у истца образовалось со дня сдачи груза (принятия выполненных работ). Данное право является самостоятельным правом истца, как стороны по договору международной перевозки груза, а не как у лица, исполнившего обязательство другого лица.
Конвенция регулирует особенности применения сроков исковой давности участников международных перевозок.
Истец, выступая перевозчиком перед заказчиком, а заказчиком перед ответчиком ИП «DJ», является непосредственным участником договора о перевозке груза и право на обращение в суд с иском о возмещении ущерба являлось его самостоятельным правом, вытекающим из договора перевозки, а не следствием по результатам исполнения судебного решения.
При таких обстоятельствах налицо процессуальное упущение истца на предъявление рассматриваемого требования, в пределах сроков исковой давности, определенных законодательством.
Исключительных случаев уважительности причин пропуска ТОО «Lr» срока исковой давности по предъявлению указанного иска не установлено.
Ссылка истца на пункт 1 статьи 917 и пункт 1 ст. 933 ГК РК, которые были приведены в обоснование исковых требований также не применены, т.к. порядок разрешения прав и обязанностей сторон по возникшим спорным правоотношениям определяется положениями Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) и заключенным между сторонами договором перевозки грузов.
Требованиями статьи 8 Гражданского кодекса Республики Казахстан граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели — также правила деловой этики. Эта обязанность не может быть исключена или ограничена договором. Добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагаются. Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктами 3-6 настоящей статьи, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Истец достоверно зная о пропуске срока исковой давности и наличии установленной вступившим в законную силу судебным актом вины в виде допущенной небрежности, непредусмотрительности, расцененных в последствии судом как упущение истца инициировал иск о взыскании суммы ущерба.
Таким образом в действиях ТОО «Lr» усматривается недобросовестность поведения, которая влечет за собой отказ в защите принадлежащего истцу права.
По результатам рассмотрения гражданского дела суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований ТОО «Lr», в том числе и по основаниям пропуска срока исковой давности. Решение суда вступило в законную силу.
И в заключении хотелось бы отметить, что при обращении в суд с подобного рода исками необходимо учитывать и выяснять все ли меры предприняты сторонами договора для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств, включая оформление грузополучателем таможенных и иных сопроводительных документов, а также меры по обеспечению сохранности груза.