В последнее время к нам часто обращаются с вопросами, правильности применения требований «Правил дорожного движения», при составлении сотрудниками дорожной полиции протоколов об административном нарушении.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация 1
Водитель автомашины, остановившись на регулируемом светофором перекрестке готовится совершить маневр (поворот налево). Загорается разрешающий сигнал светофора и не дожидаясь проезда автотранспортных средств, двигающихся прямо во встречном направлении, совершает маневр. Поскольку при совершении поворота налево, водитель не пропускает транспортные средства, двигающиеся прямо, в отношении него составляется протокол об административном правонарушении, по ст. 594 п.2 Кодекса Республики Казахстан «Об административном правонарушениях»
Позиция водителя: «Я не нарушал правила дорожного движения, поскольку при совершении маневра (поворот налево) убедился, что автотранспортные средства двигающиеся во встречном направлении не начали движение, помех я не создал, поэтому не считаю себя виновным.
Ситуация 2:
Водитель на нерегулируемом перекрестке, при повороте налево на второстепенную дорогу, не пропускает транспортное средство, которое двигается прямо во встречном направлении и совершает с ним столкновение, в результате которого автомашины получают механические повреждения.
Позиция водителя: «При повороте налево я убедился в безопасности маневра, а именно, что автомашина которая двигалась прямо во встречном направлении, находится на безопасном расстоянии, но в связи с тем, что водитель двигавшийся во встречном направлении нарушил скоростной режим т.е. двигался со скоростью превышающей допустимую и это подтвердила, проведенная по делу автотехническая экспертиза, он и является виновником ДТП, в крайнем случае, у нас с ним обоюдная вина».
И в первой, и во второй ситуации позиции водителей, совершающих маневр (поворот налево) является ошибочными, по следующим основаниям:
В соответствии с п. 8.1 Правил дорожного движения (далее по тексту ПДД), утвержденных Правительством РК, от 13.11.2014 г., № 1196, перед началом выполнения маневра водитель подает сигналы световыми указателями соответствующего назначения, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При этом маневр осуществляется с соблюдением безопасности и не создает помех другим участникам движения.
Согласно п.2 п.п.22 ПДД, уступить дорогу (не создавать помех) — означает, что участник дорожного движения не начинает, не возобновляет или не продолжает движение, не осуществляет какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Рассматривая вторую ситуацию, водитель при совершении маневра, не уступил дорогу автомашине, которая двигалась прямо во встречном направлении, при этом создав помеху для его движения и вынудив последнего принять соответствующие меры, в рассматриваемом случае- экстренное торможение.
Следует отметить, что при повороте налево водитель автотранспортного средства не пользовался преимущественным правом (приоритетом) проезда.
Согласно п.2 п.п. 5 ПДД преимущество (приоритет) — первоочередность движения в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения;
Исходя из анализа п.2, п.п.5, преимущественное право проезда— это право участника движения следовать в разрешенном направлении, не уступая дороги другим участникам движения, которые обязаны не создавать ему помех (опасности для движения).
Участник движения, пользующийся преимущественным правом на движение, должен принять такие меры лишь с момента, когда он имеет возможность обнаружить опасные, противоречащие требованиям безопасности дорожного движения действия других участников движения, которые в случае его бездействия могут повлечь за собой возникновения происшествия.
Пункт 8.9 Правил, предусматривает, что при повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства уступает дорогу встречным транспортным средствам.
В рассматриваемых ситуациях, водители автомашин которые двигались в прямо, имели преимущественное право на движение в намеченном направлении, а водители автотранспортных средств, которые совершали поворот налево, создали опасность (помеху) для движения, не убедившись в его безопасности.
Во второй ситуации, нарушение водителем п. 8.1, п.8.9 ПДД, повлекло за собой создание аварийной ситуации, в результате которой, автотранспортные средства получили механические повреждения.
Превышение же вторым участником движения, скоростного режима не имеет причинно-следственной связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием, поскольку водитель при проезде перекрестка, имел приоритет движения, по отношения к автомашине, совершающей поворот налево.
Безусловно за превышение скорости, второй водитель может быть привлечен к административной ответственности, но при возмещении суммы ущерба, а также при разрешении вопроса, о выплате суммы страхового возмещения, его вина учитываться не будет.
При рассмотрении спорных ситуаций, о правильности применения требований правил дорожного движения, необходимо учитывать, что в Кодексе РК «Об административном правонарушениях», понятия обоюдной вины участников дорожного движения нет.