В нашей практике не часто встречаются с вопросы, связанные с международными перевозками грузов, а также с перевозкой груза по договорам транспортной экспедиции.
За оказанием квалифицированной юридической помощи к нам обратилось Товарищество с ограниченной ответственностью ТОО «Nw», которое заключило договор с перевозчиком ТОО «Lr». При осуществлении перевозки, переданный груз был частично утерян.
При подготовке иска, о взыскании суммы ущерба, за утерянный при перевозке груз, из предоставленных нам для оказания юридической помощи, документов и обстоятельств принятого к производству дела было установлено, что между ТОО «Nw» и ТОО «Lr», был заключён договор транспортной экспедиции.
По условиям заключенного договора, Экспедитор (ТОО «Lr») принял на себя обязательства доставить переданный ему Заказчиком груз в пункт назначения, а Заказчик (ТОО «Nw») уплатить стоимость его перевозки.
Точные адреса мест назначения погрузки и разгрузки, стоимость перевозки и особые условия перевозки груза были отражены в заявке на перевозку, которая являлась неотъемлемой частью заключенного между сторонами договора.
Договор также предусматривал, что Экспедитор имел право привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц.
После заключения договора, ТОО «Lr» для организации перевозки, привлекло третье лицо «M», которое и осуществляло перевозку груза.
При этом, возлагая обязательство по перевозке груза на третье лицо, Экспедитор не освобождался от принятых на себя обязательств по договору транспортной экспедиции.
По прибытию транспортного средства на место выгрузки была обнаружена недостача груза, о чем были составлены соответствующие документы, акт таможенного досмотра и для определения качества и количества товара в момент выгрузки проведена экспертиза, по результатам которой был составлен акт экспертизы.
В связи с частичной утратой груза, истцу ТОО «Nw» был причинён материальный ущерб и предъявлен иск к ТОО «Lr», о взыскании суммы стоимости за утерянный груз.
При подготовке иска и в ходе судебного заседания нами была занята следующая позиция:
На отношения, возникшие в рамках договора транспортной экспедиции распространяется «Конвенция о договоре международной перевозки грузов» 1956г., общие правила главы 36 Гражданского кодекса РК, Закона «О транспорте в Республике Казахстан», транспортные кодексы, уставы и иные законодательные и нормативные акты.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан, от 12 мая 1995 года, №2271, Республика Казахстан присоединилась к «Конвенции о договоре международной перевозки грузов» 1956 года, (далее по тексту- Конвенция (КДПГ)).
В соответствии со статьей 1, Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, то есть она регулирует гражданско-правовые отношения между участниками перевозочного процесса: грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком.
Положениями Конвенции, предусмотрено, что перевозчик несёт ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки. Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза во время принятия его для перевозки.
Пунктом 4 статьи 9 Гражданского Кодекса РК, предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное.
Правоотношения, возникшие на основании договора транспортной экспедиции, регулируются главой 35 Гражданского кодекса РК.
В соответствии с п.1, ст. 708 ГК РК, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза».
В рассматриваемом нами случае, для организации перевозки груза, ответчик привлёк третье лицо.
Согласно требованиям п.2 ст.711 ГК РК, возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за выполнение договора.
Как общее правило, гражданский кодекс РК устанавливает, что за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, определяемых в соответствии с правилами главы 20 ГК РК (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА).
Необходимо учитывать, что ответственность перевозчика по возмещению ущерба может быть ограничена.
В нашем случае ответчик принял именно такую позицию, сославшись на ст. 23 «Конвенции о договоре международной перевозки грузов».
Действительно в соответствии с п.2,3, ст. 23 КДПГ, стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, или за отсутствием таковой на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.
Размер возмещения не может, однако, превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 гр. золота 0.900 пробы.
Следует отметить, что Конвенция предусматривает и более значительное по своему размеру возмещение, которое может быть потребовано с перевозчика только в случае объявления ценности (стоимости) груза.
В нашем случае иск был удовлетворен в полном объеме и с ответчика взыскана сумма ущерба за утерянный при перевозке груз.
При рассмотрении гражданского дела суд тщательно выяснял обстоятельства, связанные с заключением договора, перевозкой груза, оформлением сопроводительных документов.
При обращении в суд с исковым заявлением, о возмещении суммы ущерба по договорам перевозки (транспортной экспедиции) необходимо учитывать и выяснять, все ли зависящие меры предприняты сторонами договора, для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств, включая оформление грузополучателем таможенных и иных сопроводительных документов, а также меры по обеспечению сохранности груза.